понедельник, 13 мая 2013 г.

Колористика. Теория цвета В. Оствальда





С древнейших времен и до наших дней цвет является неотъемлемой частью жизни человека. Обращаясь к искусству прошедших столетий, мы видим, что человек находился в постоянном поиске утонченных цветовых решений. Цвет во все времена являлся способом художественного самовыражения того или иного народа. Цвет может управлять нашим вниманием, привлекать взгляд к главному, отвлекая от второстепенного, или наоборот.
Первую стройную систему цветов создал Леонардо да Винчи. Он не только установил, что многообразие цвета может быть ограничено: "Простых цветов шесть: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный", - но и выделил два возможных аспекта цветов: художественный и физический.


Знаменитый немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете создал огромный (1400 страниц) "Труд о природе цвета" и сам ценил его выше всех своих поэтических произведений. Гете рассматривал цвет комплексно, учитывая психологический и физиологический аспекты.
Колористика (от лат. color - цвет, краска) - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовой культуре и языке цвета.

Колорит

Одним их важнейших средств эмоциональной и художественной выразительности служит колорит.
Колорит - это система соотношения цветов, образующая некое единство и являющаяся эстетическим выражением красочного разнообразия действительности.
По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блеклым и т.д. В любом произведении искусства (каким является и костюм) колорит образуется сложным и неповторимым взаимодействием красок.
Цвет характеризует не только эстетический смысл одежды, но и его символическое значение, объединяющее людей. Наши глаза способны различать огромное количество цветов. Но все это многообразие делится всего лишь на две группы: ахроматические (т.е. неокрашенные) - черный, белый и их смесь - серый; хроматические (т.е. окрашенные) - это все остальные цвета и оттенки. Для того чтобы грамотно и гармонично сочетать цвета в костюме, дизайнер должен знать их основные характеристики.

Характеристики хроматических цветов

1. Цветовой тон - это наличие в одном цвете примесей другого. Тон характеризует отличие одного цвета от другого.
Пример
В малиновом цвете присутствует синий, а в красно-оранжевом - желтый. Таким образом, эти цвета получаются смешением двух цветов: в первом случае красного и синего, во втором - красного и желтого. Значит, тон у этих двух цветов различен.
2. Насыщенность - это наличие чистого пигмента в цвете (например, насыщенный синий, насыщенный зеленый и т.д.).
3. Светлота - это наличие в цвете белого или черного пигмента. Самым светлым цветом является белый, самым темным - черный.
Пример
Одни и те же цветовые тона, взятые в различных светлотных отношениях, производят разное эмоциональное впечатление. Добавление в цвет черного создает ощущение тяжести, а тот же цвет с добавлением белого кажется легким, радостным и нежным.
Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом.
Теория цветоделения В. Оствальда Все многообразие основных характеристик цвета было представлено немецким ученым В. Оствальдом в его теории цветоделения. Он представил все цвета в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединенных общим основанием. Единой осью конусов является ахроматический ряд: верхняя точка - белый цвет, нижняя - черный.
По окружности основания расположены наиболее насыщенные спектральные цвета (цвета радуги), которые расположены в определенной последовательности: красный - оранжевый - желтый - зеленый - голубой - синий - фиолетовый. (Вы наверняка помните шутливую скороговорку, в которой первая буква каждого слова является первой буквой названия цвета: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан".)

Цветовой круг

На основе этой фигуры был разработан цветовой круг - одна из цветовых гармоний. Цветовой круг построен на контрастных парах (красный - зеленый, желтый - синий), или на четырех основных цветах, находящихся на концах диаметров круга. Между основными цветами находятся растяжки промежуточных цветов (от желтого до красного, от красного до синего, от синего до зеленого, от зеленого до желтого).

Круг разделен на сегменты, все вместе они составляют полный цветовой спектр. Основные (первичные) цвета — красный, синий и желтый — обозначены цифрой 1. Вторичные —цифрой 2 и третичные, соответственно, — цифрой 3. Все они составляют внешнюю кайму круга. Цвета на внутренних кольцах получены путем добавления белого или черного, в результате возникают различные оттенки одного и того же цвета.


1.ПЕРВИЧНЫЕ ЦВЕТА Красный, синий и желтый — основа для прочих цветов. Каждый из семи миллионов оттенков, которые мы различаем, можно составить из этих основных «строительных блоков». Сами же основные цвета нельзя получить при смешении других красок. Если красный, синий и желтый смешать в равных долях, то получится черный.
2.ВТОРИЧНЫЕ ЦВЕТА Получаются при смешении двух основных цветов. К ним относятся: фиолетовый (комбинация красного и синего), оранжевый (смешение красного и желтого) и зеленый (желтый плюс синий).
3. ТРЕТИЧНЫЕ ЦВЕТА  Так называют цвета, которые можно создать смешением одного основного и одного вторичного цветов. Их шесть: шафрановый (красный с оранжевым), цитрусовый (желтый с зеленым), сиреневый (синий с фиолетовым), пурпурный (красный с фиолетовым), янтарный (желтый с оранжевым), бирюзовый (синий с зеленым).

    Опираясь на  цветовой круг , можно сформулировать три принципа подбора грамотных сочетаний цветов, три типа цветовых  комбинаций:
Тональная (нюансная)  используются оттенки одного цвета (составляющие одного и того же сегмента). Такая композиция способствует поддержанию атмосферы спокойствия и отдыха.
Гармоничная В этом случае выбирают цвета сегментов, расположенных в круге по соседству друг с другом.
Контрастная Выбираются цвета в сегментах, расположенных на противоположных сторонах. Возникают яркие, эффектные сочетания. Они будоражат и повышают жизненный тонус. Цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга, называются взаимодополнительными, или иначе комплиментарными: так, оранжевый является дополнительным к синему, фиолетовый к желтому, зеленый к красному. Таким образом, контрастная цветовая гармония — это не что иное, как сочетание взаимодополнительных цветов.
   Гармонично сочетаться  будут 3 цвета:
*  расположенные на вершинах равнобедренного треугольника, вписанного в цветовой круг, основание которого параллельно диаметру,
* расположенные на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг,
* расположенные на вершинах прямоугольного треугольника, вписанного в цветовой круг, таких треугольников огромное множество, а значит и сочетаний цветов, которые получаются при их вращении, тоже бесконечно много.

    Гармонично сочетаться будут 4 цвета, расположенные на вершинах вписанного в цветовой круг прямоугольников.
   
    Исходя из выше описанного,  варианты гармоничных цветовых сочетаний стремятся к бесконечности и есть где развернуться полету фантазии :-)

Цветовой  круг  делится на теплые и холодные цвета.

    Теплые цвета
   
     В  их составе больше красного и желтого. Они оживляют композицию. Чистые цвета этой части спектра очень эффектны и отвлекают внимание от холодных цветов - оттенки выглядят не столь резко. Важное свойство тёплых цветов - зрительно приближать окрашенные в них предметы.Они поднимают настроение 

    Холодные цвета
    
    В них высока концентрация синего. Это, например, фиолетовый, голубой и некоторые зеленые тона. Они  успокаивают. Чистые цвета холодной части спектра несут умиротворение в жаркие солнечные дни, но яркие тёплые цвета их подавляют. Важное свойство холодных цветов - зрительно отдалять окрашенные в них предметы. 

    Освещение значительно влияет на наше восприятие красок. Они кажутся теплее и ярче в помещениях с окнами на юг, где больше солнца, в то время как в комнатах на северной стороне освещение холодное, оно приглушает цвета, придавая им сероватый и прохладный «налет».

   Белый, серый и черный носят название ахроматические цвета. В буквальном переводе с греческого — бесцветные. Нейтральные — тона, расположенные в самой светлой части цветового диска. Они могут служить отличным противовесом ярким и сочным цветам, их хорошо включать в контрастную цветовую гармонию — чтобы уравновесить слишком яркие сочетания. Наиболее распространенные нейтральные цвета: светло-серый, бежевый, кремовый, белые и серые оттенки. В сочетании с коричневым создают актуальную, очень спокойную и приятную, так называемую «экологическую» гамму.
    Хроматические цветовые тона с ахроматическими наиболее гармоничны в следующих сочетаниях:
  • красный, оранжевый и желтый (теплые) с черным;
  • голубой, синий, фиолетовый (холодные) с белым.


Основные характеристики цвета

    Цветовой тон Определяет качество цвета и его название: красный, зеленый, оран­жевый, фиолетовый и т. д.
    Насыщенность Отражает количественный аспект: от белого, насыщенность которого равна нулю, через более густые пастельные оттенки до полностью насыщенного, например багряно-красного.
    Яркость определяется амплитудой световых волн. В зависимости от этого цвет воспринимается нашим глазом с различной степенью интенсивности. Темные оттенки менее яркие, поскольку они ближе к черному. Светлые оттенки содержат больше белого, поэтому являются более яркими.
    Из каждого цвета, присутствующего на цветовом круге  можно получить массу оттенков: для этого к ним нужно добавить белую или черную краску. В первом случае мы имеем дело с эффектом осветления. Например, при смешении синего с белым получается мягкий васильковый оттенок. Осветленные тона также называют пастельными. Если добавить черный цвет в любой другой, то в результате может получиться нечто особо утонченное и стильное, например, сочный, с дымкой, пурпурный цвет или синий со стальным отливом.
    Если тон - это форма, то цвет - это эмоции и настроение. Можно взбодрить зрителя, навеять на него осеннее или весеннее настроение, или наоборот, вогнать в смертную тоску . Так уж повелось в наших головах, что мы все время что-то с чем-то сравниваем (ассоциируем, сопоставляем).

«Престижные», золото, серебро, темно-серый, черный. Их задача - передать солидность, уверенность, стабильность и высокую стоимость.

«Пастельные», нежные бежевые, розовые, голубоватые... Женственные, мягкие, расслабляющие...

«Здоровые», из американской психологии... Чистота, здоровье, уверенность, семья...

«Природные», близкие к естественным органическим, природным компонентам...

Как вариант использования цвета - «Растяжки»... Обычно тональные оттенки одного цвета, и как акцент - более активный цвет.

Если мы разделим цветовой круг по основным цветам на четыре четверти, то внутри каждой будет находиться своя гармония родственных цветов. Обратимся к каждой их них.
Верхняя правая четверть (I). В ней желтый цвет постепенно переходит в красный.
Нижняя правая четверть (II). В ней красный цвет переходит в синий.
Нижняя левая четверть (III). Синий переходит в зеленый.
Верхняя левая четверть (IV). Зеленый переходит в желтый.
Если обратить внимание на каждую четверть, то мы увидим, что внутри каждой четверти находятся родственные цвета. А если взять отдельно правую и левую половины круга, то сочетания цветов будут уже родственно-контрастны.

Сочетание родственных цветов

Сочетание родственно-контрастных цветов

Холодная гамма

Теплая гамма
Сочетания родственных цветов - это сдержанная и уравновешенная цветовая гамма, в ней нет резких противопоставлений.
Сочетания родственно-контрастных цветов - это сочетания родственных цветов и контрастных пар. Они более ярки и дают более широкие возможности для творчества.
Но при сочетании родственно-контрастных цветов необходимо быть внимательными. Идеальными сочетаниями считаются сочетания таких двух цветов, в которых количество объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов одинаково.
Особой гармоничностью обладают сочетания двух цветов, которые в круге расположены на концах вертикальных и горизонтальных хорд.
Теперь условно разделим круг на верхнюю и нижнюю половины. В верхней половине находится вся теплая гамма, в нижней - вся холодная.

Гармоничные сочетания цветов

Как уже было сказано раньше, цветовой круг построен на двух контрастных парах, расположенных друг против друга (красный - зеленый, желтый - синий).
Cуществуют гармонии контрастных цветов. Если мы проведем диаметры через центр круга, продолжим от красных до зеленых, то мы увидим, что каждому оттенку красного соответствует определенный оттенок зеленого. Но в дизайне сочетания двух цветов довольно редки. Наиболее выразительными считаются сочетания трех цветов.

1. Гармония равностороннего треугольника

2. Гармония прямоугольника треугольника
Рассмотрим несколько вариантов гармоничного сочетания трех цветов.
1. Гармония образуется сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в круг равностороннего треугольника, у которого одна вершина - главный цвет, а противолежащая сторона - вертикальная или горизонтальная хорда.
2. Гармонию составляют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников, у которых гипотенузы являются диаметрами круга, а катеты - вертикальные или горизонтальные хорды.
3. Гармонию составляют цвета, находящиеся в вершинах тупоугольных треугольников, у которых вершина тупого угла - один их главных цветов, а противолежащая сторона - вертикальная или горизонтальная хорда.
4. Кроме того, существуют еще и сочетания четырех родственно-контрастных цветов. Получить такие гармонии можно, вписав в круг прямоугольник. Цвета, расположенные на концах диагоналей прямоугольника, контрастны, другие пары - родственно-контрастны.

3. Гармония тупоугольного треугольника

4. Гармония вписанного прямоугольника

Комментариев нет:

Отправить комментарий